Вторник, 21.05.2024, 13:29
Ремонт  Ванны г.Киров
73-76-22 
Поиск 
Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:
Категории раздела
Витражи [2]
Разновидность [0]
Главная » Статьи » Стекло » Витражи [ Добавить статью ]

Витражи
Давайте наш разговор о витражах начнем с истории их появления.  Наверное, самой первой витражи стала использовать католическая церковь. Произошло так скорее всего потому, что свет, проходя через витраж, окрашивается в его цвета и создает особую эмоциональную атмосферу, что особенно важно именно в храмах. Произошло это приблизительно  в первом тысячелетии нашей эры. Используемое стекло было очень неоднородно и не очень прозрачно. Один из самых первых, известных нам сейчас, витражей был обнаружен в монастыре Святого Павла в Англии. Он датируется 686 годом нашей эры. Но справедливости ради надо отметить, что попытки создания чего-то похожего  на витражи предпринимались и до этого. Так в раннехристианских базиликах V-VI вв. окна заполнялись тончайшими прозрачными пластинами камня (алебастра и селенита), которые подбирались с таким расчетом, чтобы составить красивые орнаменты.
 

В 1930 году археологамипри раскопках были обнаружены  три стеклянных фрагмента Иисуса Христа с крестообразным нимбом. Считается, что дата изготовления этих фрагментов относится примерно к 540 году нашей эры. Ну а самым древним из уцелевших образцов считается голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе, Германия. Самыми старыми законченными витражами Европы считаются пять фрагментов из Аугсбургского Собора. Эти витражи сделаны из ярких стекол разного цвета с использованием техника закрашивания и тонального оттенения. Эта работа выполнена мастерами высочайшей квалификации.

Позднее, примерно во второй половине тринадцатого столетия, в Европе появились, так называемые, Аравийские стеклянные окна - отдельные части стекла вставлялись в мрамор или камень. Узор таких витражей был не очень богатым, т.к. ислам не допускает никаких узоров, кроме геометрических или растительных. В начале первого тысячелетия нашей эры (Романский период) в архитектуре стало значительно больше элементов, которые украшали витражами. И появились они опять-таки в соборах, где толстые стены вынуждали делать большие окна. Вот их-то в первую очередь и стали украшать виражами. Наиболее типичен для того времени ансамбль из трех окон, символизирующих Святую Троицу.

Вначале в таких витражах использовался все тот же растительный орнамент с преобладанием красного и синего цветов. Постепенно рисунок усложнялся, в нем появились человеческие фигуры. Примером может служить большое Распятие на кресте из собора в Poitier (1165 - 1170 г.г.) или большие фигуры из собора в Canterbury (около 1200г). Процесс развития витражного искусства продолжался, и новым этапом считаются витражи в Королевской церкви аббатства Сен-Дени. Здесь в витражные панно были включены не только фигуры, но и текстовые жизнеописания Христа, Марии и прочих святых. В эпоху Возрождения витражи в полной мере становятся картинами с реалистической передачей объема. Они создаются как живопись на стекле на основе полотен известных художников. В XVI в. получили распространение небольшие кабинетные витражи для украшения комнат.

В Россию витражи пришли из Европы и применение их у нас началось значительно позднее. Произошло это в эпоху правления Петра I. Но, так же как и в Европе, их устанавливали в основном в церквях. Позднее их стали применять и для декоративного оформления внутренних интерьеров частных домов. Надо сказать, что витражи у нас никогда широко не применялись, поскольку витраж во все времена был изделием дорогостоящим. Недоступность витражей для широких слоев населения при остром желании их все-таки иметь, например, в советский период привела к появлению различных технологий-заменителей. Подробно о них в Вашем обзоре вряд ли стоит рассказывать, но одну технологию (обнаруженную в интернете - В.К.) привести просто необходимо. Причем дословно.

«ВИТРАЖ ЭТО ПРОСТО!»
«Возьмите стекло нужного размера и лист белой бумаги такого же размера. На бумаге будет выбранный Вами рисунок в цвете. Положите лист бумаги рисунком вверх. На него положите стекло. Поверхность стекла тщательно обезжирьте. Контуры рисунка проложите шкурками от обуви (лучше черного цвета) и приклейте их эпоксидным клеем. Теперь остается залить промежутки между границами контуров рисунка цветной клеевой смесью. Приготовление цветного клеевого состава производится на эпоксидной основе. Сначала приготовьте эпоксидный клей, затем добавьте и него пасту от шариковой ручки необходимого цвета и в нужной тональности. Клеевая цветная смесь схватится через три-четыре часа, в зависимости от окружающей температуры. А через двадцать четыре часа уже готовый витраж Вы можете установить в окно. При ярком солнечном освещении такой литраж отлично смотрится вместе со шнурками».

Вот так. «ВСЕ ПРОСТО!». Главное «достать» шнурки в необходимом количестве. Честно говоря, и сейчас широкого применения витражей тоже не видно, т.к. экономическое положение таково, что позволить себе приобрести витраж может пока еще далеко не каждый. Но тем не менее, спрос на витражные изделия постепенно растет. Это отчетливо видно по сравнению с тем же периодом прошлого года. Это же отчетливо показала прошедшая недавно на Красной Пресне выставка «СТЕКЛО 2001». Если на аналогичной выставке 2000-го года витражами интересовался в основном частный потребитель, то в этом году ими интересовались в основном специалисты (архитекторы, дизайнеры и т.д.), которые отчетливо представляют, что они хотят и как то, что они хотят, должно быть сделано. И это, безусловно, радует.

Стекло чьего производства сейчас используется отечественными мастерами  для изготовления витражей?

Отечественные заводы, производящие необходимое для изготовления витражей цветное стекло можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. Причем для этого вполне хватит пальцев на одной руке. Пожалуй, наиболее известен завод в г. Чернятин (Брянская обл.). Еще один известный завод есть в Твери. Остальные производители более мелкие и выпускают стекло ограниченным объемом и небольшого размера. Из перечисленных заводов, прежде всего, выделяется именно Чернятинский завод. Там затеяли крупное переоснащение производства, повысили качество и ассортимент продукции.

И даже название завода сменили - теперь он называется ООО «Стальстекло». На прошедшей на Красной Пресне выставке мне довелось разговаривать с заместителем директора завода Евгением Александровичем Кирилловым. Он с большим интересом отнесся к работам, выполненным из стекла производства их завода, интересовался что нужно сделать, чтобы повысить качество стекла и приблизиться по качеству к международным стандартам, рассказывал о планах завода на будущее. Лично у меня после этой беседы возникла уверенность, что завод в самом скором времени начнет выпускать стекло ничуть не хуже, чем, например, в Италии. Сейчас они прикладывают максимум усилий, чтобы этого добиться.

На отечественном рынке довольно широко предлагается импортное стекло самого разного производства. Стекло это, как правило, высококачественное, и потому очень дорогое. А это значит, что изготавливать из него витражи и приобретать такие изделия могут себе позволить далеко не все. Для сравнения можно привести такой факт: если самое дорогое стекло производства уже упомянутого нами Чернятинского завода (мы по старой памяти будем называть его именно так) стоит около $15 за квадратный метр, то цена на импортное стекло доходит до $200 за тот же квадратный метр. Это я называю цену на стекло европейского производства, американское же стекло обходится еще дороже. И если в результате вираж из отечественного стекла обходится потребителю около $300 за квадратный метр, то попробуйте сами подсчитать во сколько обходится квадратный метр витража из импортного стекла.

Тогда почему же многие отечественные производители витражей продолжают работать только на импортном стекле?

Тут все дело в качестве импортного стекла. Пока оно гораздо выше, чем у отечественного. Если у отечественного стекла разброс коэффициента термического расширения (КТР) от цвета к цвету может составлять почти 0,1 по абсолютной величине, то у импортного стекла этот разброс просто минимален. В результате процесс изготовления витражей из отечественного стекла получается более трудоемким и технически более сложным - приходится проводить целый ряд дополнительных операций и в том числе довольно тонкий отжиг для снятия внутренних напряжений, иначе готовое изделие, изготовленное их стекол разного цвета (и, следовательно, с различным КТР) может просто растрескаться. С импортным стеклом проблем намного меньше - у него и цветовая гамма пошире, и температура обработки пониже, и разброс свойств (прежде всего КТР) минимальный, и даже режется оно лучше. Вот эти факторы и заставляют (в буквальном смысле этого слова) производителей работать с импортным стеклом.

Кстати, есть и еще один путь. Сейчас многие мастерские по изготовлению виражей, не удовлетворившись качеством отечественного цветного стекла и высокими ценами на импортное стекло, научились изготавливать необходимое для работы стекло сами. Способы изготовления применяются самые старинные - стекло необходимого цвета варится в печи, а потом раскатывается на столе в лист с помощью деревянной скалки. И виражи, изготовленные из такого стекла, смотрятся ничуть не хуже, чем из стекла фабричного производства.

Уверен, что наша промышленность на ноги все-таки встанет и вспомнит, какое стекло Русь умела производить. Поэтому считал и продолжаю считать, что изготавливать витражи надо из отечественного стекла. Нет, совсем не потому, что я плохо отношусь к иностранцам и к импортной продукции, а потому что цена на виражи, изготовленные из отечественного стекла, получается более приемлемой для, как сейчас принято говорить, среднего потребителя. И этот наш потребитель вполне заслуживает того, чтобы у него в доме было красиво. Так пусть одним из элементов, создающих в доме эту красоту, будет витраж.

Какие витражи предлагает современный рынок?

Слово «Витраж» (vitrage) - французское (от лат. vitrum — стекло). Обозначает оно в классическом определении сюжетную декоративную или орнаментальную композицию из цветных стекол или другого материала, пропускающего свет. Позднее под витражами стали подразумевать прозрачные картины, рисунки, узоры, выполненные из стекла или на стекле. В наше время понятие «витраж» еще более расширилось и витражами сейчас называют любые декоративные стеклянные заполнения оконных и дверных проемов, подвесных потолков, зимних садов, перегородок, витрин, ширм, панно, световых фонарей, плафонов, бра, сводов, куполов, сплошных плоскостей стен и даже специальных художественных изделий для украшения любых интерьеров.

Ну, а для того, чтобы наиболее полно ответить на Ваш вопрос, придется ввести классификацию витражных изделий, предлагаемых современным рынком. Начнем с классического витража. В классическом витраже отдельные куски цветных стекол соединялись между собой прокладками (шинами) из свинца, как наиболее мягкого металла. Витражи выполняются из бесцветного или цветного стекла, с росписью отдельных деталей или всей плоскости стекла силикатными красками. Правда, технический прогресс внес некоторые коррективы в технологию изготовления классических виражей - стеклянные детали теперь набираются не только с помощью свинцовых, но и латунных профилей, а так же латунных профилей со стальной вставкой. Такие витражи с успехом используются не только для украшения окон, но и потолочных плафонов и т.д.

Фацетные витражи. Технология изготовления таких витражей очень похожа на технологию классического витража, с той лишь разницей, что по краям использованных элементов (всех или некоторых) снят фацет. Снятие фацета позволяет получить дополнительную игру света в обработанных гранях элементов витража, и выглядя такие витражи, безусловно, еще более красиво.
Фьюзинговые витражи. Это витражи, получаемые методом спекания, или даже сплавления элементов стекла различного цвета. То есть из стекол различного цвета вырезаются отдельные элементы, которые накладываются на цельную стеклянную подложку, и затем все это отправляется в печь. Их печи же достают практически монолитное изделие, в котором все заготовки сплавились с подложкой. Причем готовое изделие имеет довольно необычную волнистую поверхность. Дизайн такого изделия ограничен разве что фантазией художника, его создавшего.

Кроме «цельных» витражей можно изготавливать фигурные изделия например вот такого типа. То, что представлено на фотографии, конечно, не является, так скажем, «произведением искусства», но довольно наглядно демонстрирует технические возможности изготовления деталей «несплошной» формы. Ну, а дизайнер или художник найдет и применение для такой технологии, и соответствующую форму для будущего изделия. Очень хорошо себя зарекомендовала комбинированная технология - из цветного стекла методом фьюзинга изготавливается небольшой элемент с определенным рисунком (пусть для примера это будет логотип фирмы), и затем этот элемент специальным прозрачным клеем (он не боится ни воды, ни щелочи, ни перепадов температуры) приклеивается к стеклу входной или внутренней двери. Смотрится такое комбинированное изделие в проеме двери очень красиво. Но дело даже не в этом.

Такая комбинированная технология в ряде случаев получается просто незаменимой. Стеклянные двери сейчас любят устанавливать в любых местах и даже в самых неожиданных: магазинах, банках, ..., саунах. Витраж величиной во всю створку двери там установить невозможно - стекло применяемое в таких дверях обязательно должно быть закаленным. На закаленном же стекле витраж не сделать - оно после термической обработки, которую проходит витраж, становится хрупким. Выход один - наклеивать на закаленное стекло отдельно изготовленный элемент. Таким способом можно наклеить на закаленное стекло не один, а несколько элементов, получив, таким образом, общий большой рисунок. Кстати, эта же технология как нельзя лучше подходит и для изготовления виражных элементов подвесных потолков. Даже если такой элемент разобьется, то никого не поранит.

Есть какие-то габаритные ограничения для фьюзинговых витражей?

Самое большое отечественное цветное стекло ограничено размерами 1000х1300 мм (вызвано это прежде всего технологическими ограничениями). И, следовательно, размеры витража тоже будут ограничены именно этими размерами.

Какие еще существуют интересные комбинированные решения?

В последнее время стало модно вставлять витражное стекло внутрь оконного стеклопакета при его изготовлении. В результате заказчик получает готовое окно, внутри которого установлен витраж. Такое решение имеет целый рад существенных плюсов: витраж никогда не разобьется т.к. с двух сторон защищен стеклами, он не пылится и не пачкается, т.к. установлен внутри герметичного стеклопакета. Малирование - прикладное направление технологии фьюзинг. Это технология изготовления различных предметов обихода (пепельницы, тарелки, блюда и т.д.) с использованием технологии фюьзинга. Технология изготовления практически та же, что и у виражного фьюзинга, но будущее изделие в печи лежит не на плоской подине, а на специальной форме. Стекло при высокой температуре размягчается, при этом отдельные цветные элементы не только сплавляются между собой, но и изделие в целом принимает задуманную форму. В результате получается неповторимое объемное изделие, способное украсить любой интерьер. С помощью изготовленных по этой технологии элементов можно украсть (использовав технологию приклейки) и витраж, и просто зеркало, превратив его этим в произведение искусства.

Зеркальные витражи. Большой интерес представляют виражи с зеркальным отражением. Для этого изготавливается витраж необходимой формы и размеров и затем на его тыльную поверхность производится напыление нитрида титана или ему подобного вещества. Причем, отражающая способность такого зеркала может колебаться в любых желаемых пределах. А можно изготовить зеркало с односторонней прозрачностью. Витраж, изготовленный пескоструйным методом. Это очень популярный сейчас метод изготовления витражей. При этом методе песок, подаваемый под давлением на стекло, выбивает на незащищенных участках частицы поверхности, делая её матовой. Для того чтобы получить рисунок на стекле, его вырезают в виде трафарета. Тут могут использоваться самые разные методики - трафарет вырезается вручную из линолеума, изготавливается из толстой пленки на плоттере (естественно, этот процесс управляется компьютером) и т.д. Затем этот трафарет накладывается на стекло, закрепляется, и будущее изделие подается в пескоструйную камеру. После этого трафарет снимается. Там где поверхность стекла была защищена, оно остается прозрачным. Там, где защиты не было - матовой.

Очень интересной разновидностью таких витражей являются виражи с глубокой выборкой. Такие виражи могут быть многоуровневыми (глубина каждого снятого слоя составляет порядка миллиметра) и, следовательно, объемными. Изготавливают их так же с применением трафарета, правда более сложного. Сначала снимается со стекла одна часть трафарета, и пескоструйным методом с поверхности стекла снимается слой, как мы уже говорили, порядка миллиметра. Затем снимается вторая часть трафарета - и стекло вновь пескоструится до снятия слоя порядка миллиметра (при этом на месте ранее снятого слоя образуется выемка уже порядка двух миллиметров), и т.д. Конечно, этот процесс более трудоемкий и более длительный и потому виражи получаются более дорогими. Для изготовления таких витражей используется и более толстое стекло - 6-8 мм.

Витражи, изготавливаемые методом гравировки. Для изготовления таких виражей в основном используется специальное гравировальное оборудование (в основном импортное), но многие мастера предпочитают по старинке работать ручным инструментом. Витражи из стекла, полученного путем смешивания стекла различных цветов. Такое цветное стекло получают еще на стадии изготовления листового стекла, путем смешивания стекла различного цвета. То есть жидкое стекло различных цветов выливается на стол и тут же раскатывается в лист. В результате получается стекло с абсолютно неповторимым сочетанием цветов и рисунком. Причем рисунок настолько неповторим, что практически невозможно получить два одинаковых листа - их рисунок будет похож, но всегда будет отличаться. Вот это-то и сдерживает широкое применение витражных конструкций из такого стекла. Над решением этой довольно непростой проблемы, точнее над решением проблемы управляемости процессом получения такого стекла сейчас бьется Саратовский институт стекла. И если они эту проблему решат - это будет прорывом в технологии получения цветного стекла, а так же позволит получать более дешевые витражи.
 
Имитация витражей.
Имитация классического витража. Классический витраж - дело очень хлопотное. Каждый элемент надо вырезать (причем с припуском), обточить в размер, учесть припуски на окантовку, согнуть по размерам и форме отдельных деталей окантовку, собрать конструкцию и спаять её элементы между собой, а в результате попасть с готовым изделием в необходимый габарит. Причем попасть в необходимый габарит, что называется, «ноль в ноль», иначе витраж на предназначенном ему месте просто не встанет. Труд это, прямо скажем, каторжный. Для его облегчения сейчас используются самые современные технологии, например лазерная или водяная резка стекла, управляемые компьютером. Чтобы не возиться с металлической окантовкой, используются специальные технологии и специальные приборы для заполнения швов между стеклянными элементами - они прекрасно имитируют классическую окантовку как по прочности, так и по цвету. При этом вся конструкция становится гораздо легче и прочнее. Потом готовая конструкция наклеивается на цельное стекло, и в результате получается витраж мало отличимый от настоящего классического. Сверху такой "бутерброд" может прижиматься вторым листом стекла - в результате получается, так называемый, пакетный витраж.
 
 
 
Расписные витражи. Технология получения витража путем росписи стекла керамическими красками с последующим обжигом готового изделия. Для такой росписи каждый художник использует свою технологию и обязательно свои собственные маленькие технологические секреты. Одни используют только кисти, вторые предпочитают пользоваться аэрографом, третьи совмещают оба способа и прибавляют еще что-то своё. И потому, витражи, изготовленные вроде бы по одной и той же технологии - роспись керамическими красками, но изготовленные разными мастерами, могут отличаться друг от друга на столько, что, глядя на них, ни за что не скажешь, что в их основе лежит одна и та же технология.

Пленочные витражи. Для изготовления витражей (точнее было бы сказать имитации витражей) по этой технологии сначала на компьютере разрабатывается необходимый рисунок. Затем на плоттере вырезаются отдельные элементы витража из цветной пленки (сейчас в продаже пленки довольно много), и затем они собираются в единый рисунок и наклеиваются на стекло. Этот способ изготовления витража, пожалуй, самый быстрый и наиболее дешевый. Правда, витражи, изготовленные по этой технологии, высокой долговечностью не отличаются.

Итак, мы с Вами перечислили различные технологии изготовления виражей. На самом же деле с использованием одной единственной технологии виражи изготавливаются довольно редко. Все большей популярностью, как у изготовителей, так и у потребителей пользуются комбинированные витражи. Комбинированные витражи. Эти витражи наиболее оригинальные и получают их путем комбинации самых разных технологий. Например, используется комбинация техники гравировки, пескоструйной обработки и раскраска керамическими красками. Кстати, керамические краски за поверхность, обработанную песком или гравированную, «цепляются» гораздо лучше, чем за гладкую (необработанную) и смотрятся совсем по-другому. Хотя изготовление таких витражей дело кропотливое и трудоемкое, но зато эти изделия при их кажущейся простоте получаются, как правило, такими, что просто невозможно глаз оторвать.

Другим примером комбинации технологий являются старинные витражи, рисунки которых приведены в начале этого обзора. В них использована технология классического витража в комбинации с росписью керамическими красками. Такая комбинация технологий позволяет значительно расширить цветовую гамму изделия, получить полутоновые элементы и элементы с таким переходом из одного цвета в другой, который обычным путем получить абсолютно невозможно. Недаром такие витражи до сих пор считаются непревзойденными художественными шедеврами.

В настоящее время появляются абсолютно новые направления в искусстве создания витражей. Особенно это заметно в творчестве молодых талантливых художников. Совсем недавно я был на выставке молодых художников-витражистов - некоторые работы меня просто поразили. Смотришь на них и думаешь - а ведь эти ребята видят вроде бы то же самое, что и я, но видят абсолютно по-новому. И манера, и техника работы у них получается абсолютно иной. И это очень хорошо. Пусть это направление художественного творчества развивается, пусть в нем появляются новые приемы и необычные технологии работы (а я уверен, что они и дальше будут появляться и постепенно совершенствоваться), а новые, «нестандартные» работы радуют наш с вами взор. Витражи - они для того и созданы, чтобы взор радовать.

Техническая информация предоставлена НПЦ «Стекло и Стеклоизделия»


источник статьи: remontinfo.ru

Вадим Ковалев
Муж на час г. Киров 46-13-60
Не понравилась статья - ДОБАВЬ СВОЮ СТАТЬЮ, чтобы другие знали...
Категория: Витражи | Добавил: norab (09.02.2009)
Просмотров: 2104 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Какую сумму Вы готовы потратить на шторы?
Всего ответов: 78
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Муж на час г. Киров 46-13-60 © 2024